Логопедические занятия по постановке голоса и развитию просодического компонента речи

Устная речь является сложным процессом взаимодействия между центральной нервной системой, голосовым, дыхательным и артикуляционным аппаратами. Работу над речевым голосом лучше назвать постановкой голоса. Работа по постановке голоса связана с единством нескольких положений:

звучание речевого голоса рассматривается во взаимосвязи с поведением человека,

развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальных особенностей личности,

воспитание речевого голоса – это не только как работа над голосовым аппаратом, голосовой аппарат необходимо тренировать на специально организованных занятиях и в повседневной речи.

Комплексный метод лечения (фоническая ортопедия) включает несколько этапов работы.

Подготовительный этап логопедических занятий:

1. Психотерапия (проводится в случае длительного лечения). Цель психотерапии – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса; активное преодоление трудностей и борьба за скорейшее выздоровление. Учитывается возрастные особенности и особенности формирования личности, течение заболевания, предполагается индивидуальный подход. С ребенком проводятся беседы.

2. Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкость и правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и его координированную работу с органами дыхания и голосообразования. Логопедический массаж проводится с целью освобождения мышц артикуляционного аппарата от спастичности (напряжения) или, наоборот, гипотонии (вялости). Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшить мимику лица.

3. Дыхательные упражнения (воспитание нижнеереберного диафрагмального дыхания). Цель дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, выработка навыка нижнеереберного диафрагмального дыхания для тренировки удлиненного выдоха. При проведении дыхательных упражнений в динамике ставятся и другие задачи: воспитание навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, оздоровление всего организма, увеличение жизненной емкости легких по средствам развития подвижности грудной клетки.

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий:

Процесс восстановления (или формирования хорошо звучащего) голоса осуществляется по постепенно усложняющимся разделам работы:

А) вызывание звука голоса,

Б) закрепление полученного голоса:

    автоматизация голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными, развитие высоты, силы, тембра, модуляции голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования)

Цель этапа – ввести голос в повседневную речевую практику ребенка (взрослого), научить его пользоваться громким, звонким голосом. Вся система логопедических занятий построена на принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка (взрослого), состояния и развития речевой и голосовой функции.

Приглашаем на серию вебинаров по дисграфии, дислексии и дизорфографии!

 

Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.

Первый канал в новостях рассказал о работе нашего центра.

Подпишитесь на наш канал на YouTube!