Логопедические занятия по постановке голоса и развитию просодического компонента речи
Устная речь является сложным процессом взаимодействия между центральной нервной системой, голосовым, дыхательным и артикуляционным аппаратами. Работу над речевым голосом лучше назвать постановкой голоса. Работа по постановке голоса связана с единством нескольких положений:
звучание речевого голоса рассматривается во взаимосвязи с поведением человека,
развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальных особенностей личности,
воспитание речевого голоса – это не только как работа над голосовым аппаратом, голосовой аппарат необходимо тренировать на специально организованных занятиях и в повседневной речи.
Комплексный метод лечения (фоническая ортопедия) включает несколько этапов работы.
Подготовительный этап логопедических занятий:
1. Психотерапия (проводится в случае длительного лечения). Цель психотерапии – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса; активное преодоление трудностей и борьба за скорейшее выздоровление. Учитывается возрастные особенности и особенности формирования личности, течение заболевания, предполагается индивидуальный подход. С ребенком проводятся беседы.
2. Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкость и правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и его координированную работу с органами дыхания и голосообразования. Логопедический массаж проводится с целью освобождения мышц артикуляционного аппарата от спастичности (напряжения) или, наоборот, гипотонии (вялости). Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшить мимику лица.
3. Дыхательные упражнения (воспитание нижнеереберного диафрагмального дыхания). Цель дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, выработка навыка нижнеереберного диафрагмального дыхания для тренировки удлиненного выдоха. При проведении дыхательных упражнений в динамике ставятся и другие задачи: воспитание навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, оздоровление всего организма, увеличение жизненной емкости легких по средствам развития подвижности грудной клетки.
Восстановительный (основной) этап логопедических занятий:
Процесс восстановления (или формирования хорошо звучащего) голоса осуществляется по постепенно усложняющимся разделам работы:
А) вызывание звука голоса,
Б) закрепление полученного голоса:
- автоматизация голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными, развитие высоты, силы, тембра, модуляции голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи
Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования)
Цель этапа – ввести голос в повседневную речевую практику ребенка (взрослого), научить его пользоваться громким, звонким голосом. Вся система логопедических занятий построена на принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка (взрослого), состояния и развития речевой и голосовой функции.