АЛАЛИЯ. Часть 2

Дифференциальные признаки дизартрии и дислалии

 

Критерии сравнения

Минимальные дизартрические расстройства

Дислалия

1

Анамнез

Перинатальная патология

-

2

Сроки становления моторных функций

Задержка, отставание

Соответствует возрасту

3

Моторные функции

— общая дискоординация

— недостаточная степень развития мелкой моторики.

В пределах развития возрастной нормы

4

Артикуляторная моторика

Неврологическая микросимптоматика: парезы, нарушение тонуса, повышенная саливация, кинестезии, диспраксии

Может быть артикуляторно-моторная недостаточность

5

Просодика

1. Голос:

— тихий либо чрезмерно громкий; — не удаются модуляции по высоте, силе голоса;

— нарушается тембр речи том числе и назальный оттенок)

— темп речи чаще ускорен

— может быть фальцет,

— особенности дыхания придыханием, верхнеключичное, ослаблен речевой выдох или укорочен).

2. Дикция нечеткая.

3. Нарушение формирования интонационной структуры предложения.

Не нарушена

6

Звукопроизношение

Полиморфное нарушение звукопроизношения при неврологической микросимптоматике

Единичное или полиморфное

нарушение звукопроизношения,

которое связано с особенностями строения артикуляционного

аппарата

7

Динамика функционирования звукопроизношения при коррекции

Дисгармоничное становление звукопроизношения: быстрая постановка и длительная автоматизация

Коррекция и автоматизация проходят быстрее

 

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

 

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

Суть нарушения

Глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. Недоразвитие речи носит системный характер: нарушение всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического) при сохранности неязыковых психических процессов

Речь не развивается в структуре первичного дефекта — патологии познавательной деятельности

2

Доречевые вокализации

Соответствует возрасту

Задержка сроков «гуления», лепета

3

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

— речь штамповая

— к 6-7 г. при помощи подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
 — на основе стереотипной речи темп овладения речью ускоряется

4

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Рецептивный компонент речи относительно сохранен, отмечается понимание сложных синтаксических конструкции, причинно-следственные связи ребёнок выражает доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

Понимание речи нарушено или затруднено. Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи

5

Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) после того, как ребёнок заговорил

Аграмматизм (морфологический и синтаксический), трудности поиска и актуализации слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь бедная или алогичная, при этом может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении

6

Запас знаний и представлений

С трудом актуализируется в речи

Ограничен

7

Невербальное мышление

Сохранено (классификации, исключение 4-го лишнего, операции анализа, синтеза и сравнения)

Нарушено

8

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

9

Критичность

Критичны к своей собственной речи, поэтому отмечается речевой негативизм и даже отказ от речи

Некритичны либо критичность сильно снижена

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма

 

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

По определению

Речевая патология

Особая психическая (неврологическая) аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

2

Раннее развитие речи

Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы

Нарушение коммуникации (социализации). Может быть раннее речевое развитие. Ложная апраксия

3

Реакция на обращенную речь

Достаточное (сохранное) понимание

Не реагирует (либо плохой отклик) на обращенную речь, могут быть особенности сенсорной обработки информации

4

Экспрессивная речь

Активно используют зачатки речи, состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова «ДА» и «Я», стойкие аграмматизмы в незнакомой обстановке

5

Мимико-жестовая речь

Активно использует жесты в общении

Не использует жесты и мимику (распад)

6

Эхолалия

Не отмечается

Присутствует

7

Просодика

Не нарушена

Высокая тональность голоса, замедленный темп, скандированное и рифмованное произношение

8

Общение

Контактен, может отмечаться негативизм

Отказ или своеобразное общение

9

Эмоционально-волевая сфера

Адекватность эмоций

Неадекватность эмоциональных реакций

10

Моторика

Относительно сохранная, моторная неловкость

Стереотипии, своеобразие походки (ходьба на носочках), трудности пространственной ориентировки, самостимуляции

11

Психопатологические симптомы

Отсутствуют

Психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции

12

Особенности психического развития

Может наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие, системные нарушения, сложная структура развития

Может наблюдаться у.о., дисгармоничное развитие, неравномерное искажение психических процессов

 

 

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

 

Критерии сравнения

Моторная алалия

Задержка речевого развития

1

Темп овладения речью

Задержка не темпов развития, а органическая патология развития речи

Неравномерность развития — задержка темпа речевого развития,

2

Спонтанное усвоение языка

Невозможно

Усвоение идёт в замедленном темпе, с особенностями

3

Состояние импрессивной речи

В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях

Не нарушена

4

Состояние экспрессивной речи

Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы

Восстановление может касаться всех сторон речи, но идёт в хорошем темпе

5

Особенности динамики в коррекционной работе

динамика в целом положительная, но следы алалии остаются на долгие годы

хорошо поддаётся коррекционной работе, полное восстановление речи

6

Анатомо-физиологические особенности

Органическая патология центральной нервной системы

Без особенностей либо незначительные неврологические проявления

7

Особенности психической деятельности

Может наблюдаться речевой негативизм, особенности формирования когнитивных функций

Без особенностей

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

Критерии сравнения

Моторная алалия

Анартрия (дизартрия)

1

Речевая моторика

Первично языковое нарушение (не нарушение артикуляционной моторики, а речевой программы), вторично может быть нарушена (проявления дизартрии)

Нарушена, вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

2

Системность нарушения

Нарушены все системы языка

Нарушена только фонетическая сторона речи

3

Нарушения звукопроизношения

Одни и те же слоги (слова) может произносить по-разному (нужно записывать все доступные ребёнку варианты)

 


Характерно наращение в виде искажения большого количества звуков, которое носит стойкий характер в разных речевых ситуациях

 

Приглашаем на серию вебинаров по дисграфии, дислексии и дизорфографии!

 

Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.

Первый канал в новостях рассказал о работе нашего центра.

Подпишитесь на наш канал на YouTube!