АЛАЛИЯ. Часть 2
Дифференциальные признаки дизартрии и дислалии
№ |
Критерии сравнения |
Минимальные дизартрические расстройства |
Дислалия |
1 |
Анамнез |
Перинатальная патология |
- |
2 |
Сроки становления моторных функций |
Задержка, отставание |
Соответствует возрасту |
3 |
Моторные функции |
— общая дискоординация — недостаточная степень развития мелкой моторики. |
В пределах развития возрастной нормы |
4 |
Артикуляторная моторика |
Неврологическая микросимптоматика: парезы, нарушение тонуса, повышенная саливация, кинестезии, диспраксии |
Может быть артикуляторно-моторная недостаточность |
5 |
Просодика |
1. Голос: — тихий либо чрезмерно громкий; — не удаются модуляции по высоте, силе голоса; — нарушается тембр речи (в том числе и назальный оттенок) — темп речи чаще ускорен — может быть фальцет, — особенности дыхания (с придыханием, верхнеключичное, ослаблен речевой выдох или укорочен). 2. Дикция нечеткая. 3. Нарушение формирования интонационной структуры предложения. |
Не нарушена |
6 |
Звукопроизношение |
Полиморфное нарушение звукопроизношения при неврологической микросимптоматике |
Единичное или полиморфное нарушение звукопроизношения, которое связано с особенностями строения артикуляционного аппарата |
7 |
Динамика функционирования звукопроизношения при коррекции |
Дисгармоничное становление звукопроизношения: быстрая постановка и длительная автоматизация |
Коррекция и автоматизация проходят быстрее |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью
№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Интеллектуальная недостаточность |
1 |
Суть нарушения |
Глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. Недоразвитие речи носит системный характер: нарушение всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического) при сохранности неязыковых психических процессов |
Речь не развивается в структуре первичного дефекта — патологии познавательной деятельности |
2 |
Доречевые вокализации |
Соответствует возрасту |
Задержка сроков «гуления», лепета |
3 |
Динамика развития речи |
Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи |
— речь штамповая — к 6-7 г. при помощи подражания овладевают простым грамматическим стереотипом |
4 |
Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей |
Рецептивный компонент речи относительно сохранен, отмечается понимание сложных синтаксических конструкции, причинно-следственные связи ребёнок выражает доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) |
Понимание речи нарушено или затруднено. Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи |
5 |
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) после того, как ребёнок заговорил |
Аграмматизм (морфологический и синтаксический), трудности поиска и актуализации слов, выбора морфем и установления порядка следования слов |
Речь бедная или алогичная, при этом может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении |
6 |
Запас знаний и представлений |
С трудом актуализируется в речи |
Ограничен |
7 |
Невербальное мышление |
Сохранено (классификации, исключение 4-го лишнего, операции анализа, синтеза и сравнения) |
Нарушено |
8 |
Степень обучаемости |
Высокая |
Низкая |
9 |
Критичность |
Критичны к своей собственной речи, поэтому отмечается речевой негативизм и даже отказ от речи |
Некритичны либо критичность сильно снижена |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма
№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Интеллектуальная недостаточность |
1 |
По определению |
Речевая патология |
Особая психическая (неврологическая) аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром |
2 |
Раннее развитие речи |
Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы |
Нарушение коммуникации (социализации). Может быть раннее речевое развитие. Ложная апраксия |
3 |
Реакция на обращенную речь |
Достаточное (сохранное) понимание |
Не реагирует (либо плохой отклик) на обращенную речь, могут быть особенности сенсорной обработки информации |
4 |
Экспрессивная речь |
Активно используют зачатки речи, состояние речи не зависит от окружающей обстановки |
Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова «ДА» и «Я», стойкие аграмматизмы в незнакомой обстановке |
5 |
Мимико-жестовая речь |
Активно использует жесты в общении |
Не использует жесты и мимику (распад) |
6 |
Эхолалия |
Не отмечается |
Присутствует |
7 |
Просодика |
Не нарушена |
Высокая тональность голоса, замедленный темп, скандированное и рифмованное произношение |
8 |
Общение |
Контактен, может отмечаться негативизм |
Отказ или своеобразное общение |
9 |
Эмоционально-волевая сфера |
Адекватность эмоций |
Неадекватность эмоциональных реакций |
10 |
Моторика |
Относительно сохранная, моторная неловкость |
Стереотипии, своеобразие походки (ходьба на носочках), трудности пространственной ориентировки, самостимуляции |
11 |
Психопатологические симптомы |
Отсутствуют |
Психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции |
12 |
Особенности психического развития |
Может наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие, системные нарушения, сложная структура развития |
Может наблюдаться у.о., дисгармоничное развитие, неравномерное искажение психических процессов |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР
№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Задержка речевого развития |
1 |
Темп овладения речью |
Задержка не темпов развития, а органическая патология развития речи |
Неравномерность развития — задержка темпа речевого развития, |
2 |
Спонтанное усвоение языка |
Невозможно |
Усвоение идёт в замедленном темпе, с особенностями |
3 |
Состояние импрессивной речи |
В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях |
Не нарушена |
4 |
Состояние экспрессивной речи |
Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы |
Восстановление может касаться всех сторон речи, но идёт в хорошем темпе |
5 |
Особенности динамики в коррекционной работе |
динамика в целом положительная, но следы алалии остаются на долгие годы |
хорошо поддаётся коррекционной работе, полное восстановление речи |
6 |
Анатомо-физиологические особенности |
Органическая патология центральной нервной системы |
Без особенностей либо незначительные неврологические проявления |
7 |
Особенности психической деятельности |
Может наблюдаться речевой негативизм, особенности формирования когнитивных функций |
Без особенностей |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)
№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Анартрия (дизартрия) |
1 |
Речевая моторика |
Первично языковое нарушение (не нарушение артикуляционной моторики, а речевой программы), вторично может быть нарушена (проявления дизартрии) |
Нарушена, вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. |
2 |
Системность нарушения |
Нарушены все системы языка |
Нарушена только фонетическая сторона речи |
3 |
Нарушения звукопроизношения |
Одни и те же слоги (слова) может произносить по-разному (нужно записывать все доступные ребёнку варианты)
|
|