Недирективная игровая терапия
Недирективная игровая терапия
Метод недирективной игровой терапии основан на использовании естественных механизмов детской игры. Это один из немногих, подтвержденный многолетнми исследованиями метод, дающий значительные результаты психокоррекции и психологической поддержки.
Игра – это язык ребенка, а игрушки – это его слова. Взрослые – способны выражать свои переживания в разговоре, а ребенку это трудно, а в случаях задержки речевого развития – вовсе невозможно. В процессе занятий игровой терапией нет ничего, напоминающего лечение или обучение. Ребенку предлагается играть с игрушками или заниматься с такими материалами, как песок, глина, краски, мелки, пластилин — по его собственному желанию. Фантазируя, ребёнок выражает свое эмоциональное состояние, освобождается от разрушительных аффектов: обид, страха, злости, разочарования.
Каковы функции психолога, работающего в рамках этого подхода?
Особую роль в процессе работы играют взаимоотношения психолога и ребёнка, поэтому данное направление иногда называют также терапией отношениями. Основные задачи профессионала в данном случае - создать условия для того, чтобы ребенок свободно проявлял свои чувства и потребности, своевременно и точно отражать их в общении. Все инициативы маленького пациента, не приносящие вред ему самому, психологу и оборудованию игровой комнаты, принимаются и разделяются специалистом. Полное принятие ребенка терапевтом создает атмосферу, где можно выражать как позитивные, так и негативные эмоции. В результате ребенок освобождается от сильных переживаний и усваивает для себя модель «правильного» выражения сильного аффекта.
Что дает метод недирективной игровой терапии детям?
- Освобождение от негативных чувств.
- Развитие самопринятия и самопонимания,без которых невозможно личностное развитие. Эти необходимые чувства вырастают из взаимодействия с игровым терапевтом, который создает обстановку безопасного свободного пространства, где ребенок может выражать все свои чувства. У детей с проблемами развития эмоции зачастую настолько деструктивны, что при всем внешнем благополучии не могут быть разделены его родителями, а самого ребенка пугают и погружают в состояние отверженности и одиночества. По мере того, как ребенок выражает себя в атмосфере эмпатического принятия со стороны терапевта, он получает возможность «переработать» свои разрушительные аффекты, начинает принимать и лучше понимать себя. Разнообразие игрушек и материалов, облегчает выражение широкого спектра чувств и таким образом влияет на самопознание.
- Возможность для развития самоконтроля.
Развитие самоконтроля происходит в процессе взаимодействия таких факторов, как ответственность ребенка за принятие решений, совершение выбора без вмешательства или руководства взрослого и самостоятельной трансформацией неприемлемого поведения в контролируемое, приемлемое.
Что нужно знать родителям, собирающимся привести ребенка на игровую терапию?
Недирективная игровая терапия не является методом развития конкретных умений и навыков. Цель работы - гармонизация всей эмоционально-волевой сферы ребёнка. Коррекция нарушений в развитии, поведении и самоощущении ребёнка является обязательным следствием успешности этой общей работы.
При регулярных занятиях с психологом поведение ребёнка может существенно меняться. Родителям необходимо быть готовым к этим изменениям. Поэтому параллельно с занятиями игровой терапией необходимо консультирование родителей, а в ряде случаев совместные занятия с ребенком и родителями.
Количество встреч при таком виде работы не определяется. Здесь все строится на эмоциональных возможностях ребенка. Терапевт следует за ним, позволяя выражаться и отыгрывать требуемые моменты.
Продолжительность одной встречи — от 30 до 60 минут