Вызванные потенциалы (ВП)

Вызванные потенциалы (ВП)

ВП — метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы, слуховые, зрительные и соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы.

Слуховые ВП – регистрация проведения импульсов по периферическим и центральным участкам слухового анализатора.

Регистрируют потенциалы слухового нерва и акустических структур головного мозга в ответ на слуховые стимулы. Позволяют тестировать проведение от периферии до слуховой коры. В клинической практике наиболее востребованы коротколатентные акустические вызванные потенциалы, которые регистрируют потенциалы слухового нерва и акустических структур ствола головного мозга.

В качестве стимула могут использоваться тоны различной частоты или короткие щелчки с широким частотным спектром. Стандартно стимулы подаются через головные телефоны (наушники) частотой около 10 Гц. Регистрирующие электроды располагаются на вертексе (референтный) и сосцевидных отростках с обеих сторон (активные электроды). Дополнительно в области лба располагают электрод заземления. Частотная полоса пропускания усилителя устанавливается в границах 100 Гц- 3000 Гц. Подают около 1500-2000 стимулов с последующим усреднением для выделения максимально стабильного ответа, свободного от технических наводок и спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ). Как правило, производится монауральная стимуляция – поочередно левого и правого уха. Для решения специальных задач может использоваться бинауральная (одновременно слева и справа) стимуляция, а также стимуляция с более высокой частотой подачи стимулов. Эпоха анализа составляет 10 миллисекунд.

Коротколатентные акустические вызванные потенциалы представляют из себя несколько последовательных колебаний, которые называют компонентами или пиками и обозначают римскими цифрами. Обычно анализируют латентность (время появления после подачи стимула) и амплитуду первых пяти компонентов. I пик – ответ слухового нерва, II – генерируется ядром слухового нерва, III – верхняя олива, IV и V – ответы акустических структур (в частности, латеральная петля) на уровне верхних отделов варолиева моста и среднего мозга. Помимо латентности и амплитуды, вычисляют также межпиковые интервалы для оценки времени проведения на разных участках (медулопонтинный и понтомезэнцефальный) и амплитудные коэффициенты (соотношение амплитуды разных пиков или амплитудное соотношение лево/право).

Признаками нарушения является отсутствие компонентов (в этом случае причиной могут являться различные периферические заболевания слухового аппарата, нейросенсорная тугоухость), отсутствие всех компонентов, кроме первого (например, при невриноме слухового нерва, других опухолях той же локализации), снижение амплитуды компонентов и/или увеличение межпиковых интервалов (задержка проведения). Изменения слуховых ВП неспецифичны и могут встречаться при различном характере поражения акустических структур.

Акустические стволовые ВП используются для дифференциальной диагностики центральных и периферических поражений акустической системы, крайне полезны в диагностике поражений мостомозжечкового угла. Применяются также в диагностике нарушений речи и слуха у детей, позволяют, в частности дифференцировать периферические поражения и поражения восходящих акустических путей от нарушений высших корковых функций (феномен «игнорирования»). Особенно полезны слуховые ВП у пациентов, которым невозможно провести стандартное аудиометрическое исследование, например, младенцам. В последние годы слуховые вызванные потенциалы были включены в стандартный протокол обследования новорожденных для скрининга и раннего выявления нарушений слуха. У детей дошкольного и школьного возраста при повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, нарушениях  чтения и письма выявляются нарушения функции ретикулярной формации ствола.

П-300 (P-300)

Для объективной оценки когнитивной функции в настоящее время используют (правда, чаще всего только в научных целях) методику вызванных когнитивных потенциалов (исследование волны П-300). Через наушники ребенку подают различные сигналы (привычные, часто повторяющиеся – и новые, подающиеся в случайном порядке).  Латентный период, то есть время, которое требуется мозгу для ответа на новую информацию, составляет в норме около 300 миллисекунд (позитивная волна – 300 миллисекунд), поэтому волна и названа П-300.

Если мозг человека медленно реагирует на новую информацию, то время возникновения когнитивной волны П-300 удлиняется, когнитивный комплекс выражен слабее, его амплитуда меньше. Амплитуда также уменьшается, если уровень непроизвольного внимания у ребенка снижен, если снижена концентрация внимания, что встречается очень часто.

Приборное исследование П-300 абсолютно объективно. От ребенка не требуется желания сотрудничать, не важно, устал он или нет, при этом на получение результата не нужно тратить несколько часов. Ребенок сидит в наушниках, а компьютер фиксирует способности его мозга и выдает точный результат. Дети с чисто речевой задержкой почти не отличаются по тестам от здоровых детей, в то время как дети с умственной отсталостью демонстрируют значительные отклонения на тесте П-300.

Приглашаем на серию вебинаров по дисграфии, дислексии и дизорфографии!

 

Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.

Первый канал в новостях рассказал о работе нашего центра.

Подпишитесь на наш канал на YouTube!