Логопедические занятия по коррекции общего недоразвития речи при алалии, дизартрии, ринолалии
Содержание занятий предусматривает формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функции речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения. Решение этой задачи предполагает формирование, развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Коррекционная работа на I этапе с детьми с первым уровнем речевого развития предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.
Работа над словом с детьми со вторым уровнем речевого развития начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, начинается работа по словоизменению и словообразованию. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей II этапа является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного распространенного предложения к распространенному идет постепенно.
С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей III является формирование связной речи. В ходе занятий учитывается уровень речевого развития ребенка с ОНР. Речевой материал оформлен в виде конкретных заданий, подбираются соответствующие грамматические задания, для совершенствования фразовой речи.