Логопедические занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения при дислалии, дизартрии, ринолалии (постановка звуков)
Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФФН являются:
Формирование и развитие слухового внимания слуховой памяти и фонематического восприятия.
Формирование звукопроизношения.
Формирование навыков дифференциации звуков.
Формирование звукослоговой структуры слова.
Формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера фонетико-фонематического нарушения соблюдается ряд требований. При устранении недостатков в произношении того или иного звука придерживаются строгой последовательности этапов логопедической работы:
Развитие слухового внимания слуховой памяти и фонематического восприятия формируемого звука.
Артикуляционная гимнастика.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков в произношении.
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, исключается первый этап работы. Иногда можно исключить и второй этап работы: ребенок воспроизводит необходимые движения губ и языка. Далее все этапы необходимы.
При постановке звуков используют опору на анализаторы. Постановка звуков происходит при помощи различных способов. Автоматизация проводится только после того, как ребенок научился изолированно произносить звук правильно. Автоматизация проводится в строгой последовательности:
А) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных),
Б) автоматизация звука в словах (в начале, в средине и конце слова),
В) автоматизация звука в предложениях,
Г) автоматизация звука в чистоговорках и в стихах,
Д) автоматизация звука в рассказах,
Е) автоматизация звука в разговорной речи.
Занятия по формированию правильного произношения должны отличаться строгой систематичностью, не реже 2-3 раз в неделю. Занятия проводятся индивидуально.