Музыкальная терапия
Музыкальная терапия
Цели программы музыкальной терапии:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с детьми (в том числе с аутичным ребенком);
- развитие познавательных навыков;
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение его простым навыкам контакта;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
- развитие внимания;
- развитие памяти, мышления.
Этапы работы:
- Формирование положительного настроя на занятия у родителей и детей.
- Диагностика особенностей поведения ребенка. Свободные игры в помещении, предназначенном для занятий.
- Структурирование группы. Формирование эмоционального контакта с педагогом. Создание эмоционально-значимой для ребенка обстановки.
- Имитация аутостимуляций ребенка, подбадривание его, проговаривание его действий. Ритуальные игры: «Хоровод», «Подкидыш», «Паровозик» и др.
- Формирование произвольного поведения. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций.
- Использование имитационных, манипулятивных игр с включением аффективно-значимого для ребенка игрового материала.
- Закрепление у ребенка произвольных форм поведения, активности Специальные подвижные игры на фоне группового взаимодействия. Поощрение активности ребенка. Обязательное проговаривание прошедших и предстоящих занятий.
На коммуникативном уровне музыкальной терапии усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной игровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка.
Активирующее влияние на последующих этапах педагогической коррекции у детей с аутизмом оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать как в процессе группового взаимодействия, так и в процессе индивидуальных занятий.
Принципы построения занятий:
- принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия;
- постепенное усложнение материала, целесообразно при формировании любой деятельности. Занятия методики построены от простого к сложному: от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению.
- максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
Структура занятий:
Приветствие как ритуал.
Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию.
Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).
Прощания как ритуал.
Упражнения, связанные с активизацией внимания, являются очень важной составляющей коррекционно- развивающего процесса. Тренировка ребенка относительно способности управлять своим вниманием обусловливает, во-первых, продуктивность ее проявлений на протяжении конкретного занятия, а во-вторых, является фактором оптимизации ее дальнейшего развития через прямую связь с регуляцией психического состояния ребенка.
Главный блок заданий имеет определенную этапность.
Так, на первом этапе ведущий проводит музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развития координации движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений, пение, и игру в ансамбле. Перед началом пения проверяется правильность положения корпуса и головы, обращается внимание на обработку правильного дыхания. Занятия пением начинаются без слов, на низких тонах, вызывающих в нашем организме максимальный резонанс и дают возможность почувствовать активность и удовольствие в процессе управлении собственным голосом. Дальнейшая работа строится на подпевание эмоционально насыщенным мелодиям, которое перерастает в самостоятельное пение.
На втором этапе происходит прослушивание музыки (вместе с активизированным ритмичным движением). Внедряются инсценированные попевки, способствующие становлению коммуникации, побуждающие детей двигаться в едином ритме.
Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей с аутизмом управлять своими мышцами и эмоциональными состояниями; рисование под музыку.
На третьем – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами. На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка с аутизмом на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников.
Выделяются четыре основных направления коррекционного воздействия музыкальной терапии:
1) эмоциональное активирование в процессе музыкально-коммуникативной терапии;
2) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
3) развитие навыков межличностного общения;
4) повышение эстетических потребностей.
Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность.
При работе с аутичными детьми целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной психокоррекции. Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных этапах педагогической коррекции для решения следующих задач:
1) установление эмоционально-доверительных контактов с педагогом и членами группы;
2) создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;
3) снижение эмоционального дискомфорта и др.